История острова Кос

Между драгоценными камнями, украшающими Эгейский архипелаг, Додеканнесы имеют особое место, так как помимо своей красоты они встали на перекрестке Востока и Запада, впитали в себя разные культуры и создали свои собственные. Третий по площади остров Додеканнесов, после Родоса и Карпатоса, - остров Кос. Он расположен между островами Нисирос и Калимнос, у истоков залива Керамикос, кото­рый образуется полуостровами Аликарнасос и Книдос и находится всего в 4 морских милях от противоположного берега Малой Азии. Площадь острова равна 290 кв. км., он имеетпродолговатую форму, его длина равна 45 км, а ширина варьируется от 2 до 11 км. Протя­женность береговой линии острова равна 113 км., состоит из множества песчаных пляжей и бухт,  формирующихся мысами Скандари, Псалиди, Аг. Фокас, Крикело, Дрепано и Хелона. Большая часть острова состоит из рав­нин, и только на Востоке простираются горы Дикеос, - древн. Оромедон - (846 м.) и более низкая гора Симпирос (428 м.), а на юго-за­падной окраине располагается возвышенность Латра (416 м.). Умеренный климат и боль­шое количество вод создают плодородную почву, производящую великолепные фрукты и овощи, а виноградники острова дают нам прекрасное белое полусладкое вино. На острове функционируют пять крупных и достаточное количество мелких предприятий по добыче морских губок, маленький док для мелких судов, а также уникальные соляные разработки Додеканессов с крупным производством соли.

Недра богаты железом, марганцем, хромитом, баритом, перлитом,  и другими полезными ископаемыми. Остров Кос обладает великолепными, очень хорошо организованными термальными источниками. Местные жители, а их примерно 27.000, занимаются судоход­ством, рыболовством, скотоводством, выра­щиванием сельскохозяйственной продукции,пчеловодством и малыми ремесленными производствами, однако стремительный рост туризма (следующий сразу после острова Родос экономический и туристический центр Додеканессов) изменил род их занятий и их привычки, а вместе с ними и сам облик острова.

 

МИФОЛОГИЯ-НАЗВАНИЕ

Древнейшие и чарующие мифические ска­зания сопровождают рождение и название этого острова. Согласно одному из них, бит­ва Гигантов (битва между Гигантами и Бо­гами) завершается поражением Гигантов, однако один из них, гигант Поливот продол­жает сопротивляться и укрывается на острове Кос. Его преследует бог Посейдон, который своим трезубцем отрезает часть острова и задавливает гиганта, а из этой час­ти образуется соседний остров Нисирос. С этим сказанием связаны первые названия острова, от титана Крия, «Киннис» и от ти­тана Кея, «Кия». В другом сказании упоми­нается , что остров получил свое название от дочери царя Меропа Второго (или Триопа Второго), которую звали Коос (ассоц. Кос), однако тут некоторые исследователи не со­гласны и считают, что царевну звали Астипалея, что и объясняет одно из древнейших названий первой столицы острова.

Третий миф, особенно сложный, связан с поселением Гераклидов на острове. Со­гласно этому мифу, Геракл со своими спутниками терпит крушение и спасается на острове Кос. Однако, здесь он не нашел гостеприимной почвы. После эпической битвы с пастухом Антагором он спасается в горной части острова (рядом с нынешним местечком Пили), которое из-за этого по­бега получило название Фикса. Там Геракл находит гостеприимных жителей и объяв­ляет о несоблюдении «Правил Гостепри­имства» (священности традиции гостепри­имства). Жители соглашаются с ним и сле­дуют за ним в победоносную битву, в ходе которой он берет в плен дочь предводителя Эврипила, Халкиопи, от которой рождается сын Гераклид Фессал и дочери Калимнос и Лерос. Сыновья же Гераклида Фессала,   Фидипп  и  Антиф,   возглавили тридцать кораблей, принявших участие в походе на Трою. Эта связь через Фессала Гераклидами   указывает на тесные узы местных жителей с жителями Фессалии, а на тот исторический факт, что по­следующее заселение острова Дорийцами произошло при   участии Эпидаврийцев (Арголиды), которые прибыли в Аргос из Фессалии, а не Лаконийцами Дорийцами. Другие имена, связанные с островом – это «Mepoпис», от мифического паря Эропа, «Карис» вероятно от поселенцев Карийцев, однако может и от древнего слова – Карис, что значит «креветка», из-за его формы,  «Нимфео» из-за множества святилищ, посвященным нимфам, «Остров Благословенных, из-за хорошей жизни его жителей, «Lango» – название, которое ему дали рыцари Иониты из-за его удлиненной формы и «Станкой» во время Турецкого ига (искажение фразы «на Косе»), однако все эти имена были забыты и осталось древнейшее название Кос.

 

 ПРЕДЫСТОРИЯ

 Поселение эпохи Неолита, расположен­ное на Косе, доказывает, что остров уже был населен с 4го тысячелетия до н.э. Первыми жителями были Про-греки, Пеласгийцы и Лелеги (на что указывают на­звания местностей Астипалея, Аласарна, Ситея,  а  также   Пеласгийские останки стен в местностях Агиос Фокас и Палеоскала). Последовали Карийцы и Финикий­цы, что подтверждается  финикийскими захоронениями, найденными в восточной части острова. А около 1600 года группа Минойцев Критов прибывает на остров и оседает вблизи порта (местность Серая). Отношения между местными жителями и Критами дружественные, развивается торговля. Позднее,   после   катастрофы Минойской цивилизации (из-за ударной волны в результате взрыва вулкана Фира) Микенцы прибывают на остров и зани­мают их поселения, а остров подпадает под влияние их цивилизации, как свиде­тельствуют найденные на острове Микен­ские останки, В Илиаде Гомер информи­рует  нас об участии Коса и соседних островов в Троянской воине с 30 судами под главенством Филиппа и Антифа (сы­новей Геркалида Фессала). На обратном пуги суда тонут, однако до острова доби­раются сын Асклепия Подалирии и его спутники, которые устанавливают на Ко­се поклонение Асклепию Иитиру (исцеляющему).

Когда  Дорийцы селятся в Южной Греции в 11ом веке до н.э., они заселяют Кос (Дорийцыиз Эпидавра)  и остров познает  период   развития сельского хозяйства, торговли, судоходства и ремесленного производства и, как упоминает Страбон, вместе с островом Родос основывает ко­лонии в нижней Италии (Элпии). На острове преобладают Дорийская пись­менность и диалект, а также Дорийские традиции и церемонии поклонения богам. Особенно важным было поклонение «Асклепию Иитиру», Гераклу, Деметре, Афродите, Аполлону и др. Большинство исследователей согласны, что поклоне­ние Асклепию на остров Кос пришло прямо из Фессалийского города Трикки (прим. Трикала) очень давно, вероятно в 9м или 8м веке до н.э.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА

Древнейшая столица называлась Астипалея и ее место отождествляется с при­брежным районом «Палатия» рядом с де­ревней Кефалос. Изначально правление было монархическим, а затем олигархическим. Около 7 го и 6го веков до н.э.поли­тическая власть меняется по всей терри­тории Греции. На острове Кос власть пе­реходит от предводителей к «Народному собранию», устанавливается Демократия и создается Совет старейшин, Парламент и вся сеть демократических институтов.

В 7м веке до н. э. на острове, уже находя­щемся в расцвете, происходит важное со­бытие. Вместе с городами Книдос, Аликарнасос и тремя городами острова Родос (Линдос, Иалисос, Камирос) учреждается «Дорический Гексаполис» федеральный союз военного, политического, экономи­ческого и религиозного характера. Его центр - святилище Аполлона Триопийского на противоположном одноименном мысе Малой Азии, где и проводились сов­местные религиозные церемонии и состя­зания, как «Дорийские состязания» в честь Аполлона. Кос процветает и развивается на всех уровнях.

В конце 6го века до н.э. Персидская экспансия, которая уже охватила малоазиатское побережье, не упускает и остров Кос, который тоже превращается в Персидское Сатрапство. В начале отношения сравнительно спокойные, однако когда Персы нападая на города Материковой Греции, требуют участия в них Косцев, те отказы­ваются. Тогда на острове устанавливается жестокое господство Артемисии, Сатрапки Аликарнасоса. Она заставляет их сна­рядить пять судов, которые присоеди­няются к Персидскому флоту. Однако, по­сле поражения Персов под Саламиной, в местности Платеес и в морском бою под Микали, Кос вместе с другими городами и островами Ионического побережья осво­бождается от Персидского господства (479 год до н.э.). В этот период, около 500 года чеканятся первые монеты. Они сереб­ряные, на одной их стороне изображен морской рак (краб), символ острова, а на другой стороне Асклепий, Аполлон и Ге­ракл, а также слово «КОИОН». После 480 года до н.э. в оборот выпускаются и Атти­ческие четырехдрахмовые монеты, а позд­нее, после 300 года до н.э. и Родосские.

С изгнанием Персов остров становится членом Первого Афинского Союза. Кос­цы, хотя и Дорийцы, когда началась Пело­понесская   война   (431-404),  как  члены Афинского   Союза   встали   на  сторону Афинян. В 411 году в столицу прибывает Спартанский флот, занявший и разграбивший город. Многие жители спасаются и обосновываются на маленьком соседнем острове под названием Астипалея. Страшное землетрясение завершает катастрофу. Афиняне шлют экономическую помощь истратега Алкивиада, который берет город в окружение. Междоусобная распря между демократами и олигархами возникает на острове, который разрывается между двумя войнами. По завершению Пелопо­несской войны и при победе Спартанцев упраздняется демократический строй и устанавливается «Декархия». После всех этих приключений острову удается стаби­лизироваться, в основном после основания новой столицы (365-364 годы до н.э.) Кос, и снова развиться в судоходном и торго­вом   плане. Остров становится членом Второго Афинского Союза, однако при господстве Македонцев. Жители встают на сторону Филиппа,  а  затем  на  сторону Александра Македонского.  В эпоху преемников Александра Македонского, Эллинистическую, остров про­должает развиваться, как и вся местность. На острове живет более 160.000 человек, процветают судоходство, торговля, гон­чарное дело, искусство и литература, а также уходит в прошлое жесткий Дорий­ский диалект, уступая свое место утончен­ному Александрийскому. Остров является частью государства Антигона, несмотря на то, что время от времени Косцы, в зави­симости от своих интересов, встают и на сторону Птолемея, смотря кто на тот мо­мент сильнее. С появлением Римской силы с союзниками с Родоса и с царем Пергама Атталом, они встают на ее сторону против царя Македонии Филиппа Пятого и по­беждают в знаменитой битве при Кинос-кефалах.

В 88 году до н.э. царь Понта Митридат завоевывает остров и обращается с ним с особой жестокостью. В 82 году до н.э. Римляне изгоняют Митридата и превра­щают Кос, вместе с окружающими остро­вами, в Римскую епархию, но с некоторы­ми особыми привилегиями, как неприкос­новенность и  освобождение от налогов Асклепиона, предоставленные Тиберием. Не смотря на все это, с острова происхо­дит беспрецедентный захват шедевров искусства, которые отсылаются для укра­шения Рима. Также, на острове происхо­дят крупные катастрофы из-за страшного землетрясения примерно в 6 или 5 веке до н.э. В последующие годы на острове Кос начинает распространяться христианство. Здесь даже побывал Апостол Павел, и не смотря на гонения Римлян, эта религия быстро охватывает Кос.

 

 ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД

 В Византийские годы Кос подчиняется Теме Додеканессов и следует бурной судьбе империи. В 467 году н.э. Вандалы грабят и уничтожают остров. В 500 году н.э. Вестготы под предводительством Алариха несут новые катастрофы. Нападения продолжаются, основными являются Славские (527 год н.э.) и Арабские, несу­щие новые бедствия. В 554 году н.э. страшное землетрясение полностью унич­тожает город, Асклепион и деревни, а зем­ля оседает примерно на один метр. На остров продолжаются нападения пиратов Сарацинов (612 год н.э.), Номад и прочих, временно его занимают Крестоносцы в 1160 году н.э.

В 1204 году н.э., после латинского за­воевания Константинополя, остров пере­ходит во владение Венецианцев. Вместе с другими островами он составляет Герцог­ство Эгейского моря, а Венецианец Леон Гавалас провозгласил себя его Властите­лем.   Византийский   император   Михаил Палеолог в 1262 году н.э. снова завоевы­вает остров и опять присоединяет его к своим  территориям.  Однако,  Византииская империя рушится и Палеолог, вместо помощи, вынужден отдать остров Генуэз­цам. В 1312 году н.э. Каталонцы – Испано-арабы неоднократно грабят Кос.

 

ВРЕМЕНА РЫЦАРЕЙ СВ. ИОАННА

В 1304 году н.э. Генуэзец правитель местности продает Кос, Родос и прочие свои владения ордену Рыцарей Св. Иоан­на Иерусалима, которые прибывают на остров в 1315 году н.э. со своим Великим Магистром Фуке де Вилларе. Господство Рыцарей   продлилось 218 лет. Рыцари укрепляют остров крупными защитными сооружениями, организуют армию и флот и управляют согласно правилам ордена. Управление осуществляется их предста­вителями, так как база Рыцарей находи­лась на Родосе, а местные жители, никог­да не вставшие на их сторону, вынужде­ны, помимо прочего, ежегодно предоста­влять им одну боевую галеру. В 1457 году н.э. и в 1464 году н.э. Турки, которые уже заполонили Византийскую империю,  пытаются   завоевать   остров. Местные жители вместе с Рыцарями ока­зывают сильное сопротивление и дают им отпор.

 

ТУРЕЦКОЕ ИГО

В 1523 году н.э. султан Сулейман Великолепный, уже заняв Родос и, несмотря на героическое сопротивление жителей, захватывает остров. После заключения соглашения Рыцари удаляются со всем своим имуществом, а на Греков обрушивается весь гнев Турков. В этот печальный для острова период, продлившийся 390 лет, жители столкнулись с резней, унижениями, геноцидом из-за изъятия их детей и многие погибли мучительной смертью, не желая менять свою веру. Несмотря на все это, им удается сохранить свой дух и принять участие в борьбе за освобождение нации. Косцы стали членами Дружеского общества (Филики Этерия) и приняли ак­тивное участие в Греческой Революции 1821 года. В отместку Турки повесили на платане Гиппократа 92 знатных человека. а также многих других людей по всему острову.

 

ИТАЛЬЯНСКОЕ ГОСПОДСТВО

7 Мая 1912 года Кос, вместе с остальными Додеканессами, перешел во владение Итальянцев. Итальянцы сходят на сушу и заявляют, что прибыли в качестве освободителей от турецкого ига. Местные жите­ли встречают их с радостью, и сначала совместное существование было дружест­венным. Однако, подъем фашизма в Ита­лии меняет их политику и управляющие начинают угнетать местное население. В 1938 году Итальянец управляющий Родо­са Г.М. де Веччи, реконструируя дворец Великих Магистров на Родосе, перевозит с Коса тридцать великолепных мозаик, большинство из Консерватории, а также множество статуй.

Эта культурная катастрофа, а также идея Итальянцев придать выраженный Римский, Средневековый и помпезный характер строящимся ими зданиям, пол­ностью изменили облик острова. Однако, справедливости ради, стоит упомянуть, что несмотря на все это, великие Итальянские архитекторы создали до­стойные постройки особого очарования, сохранили и реконструировали много исторических достопримечательностей и придали городу Кос (как и Родосу) эту ау­ру великолепия, делающую его вместе с Родосом неповторимым.

После падения Италии во Второй Миро­вой Войне, в 1943 году остров оккупи­руют Немцы и Косцы подвергаются из­вестным всем в Европе несчастьям этой оккупации. В 1945 году, по завершению войны Кос захватывают Англичане и устанавливают на острове военное прав­ление.

 

ВОССОЕДИНЕНИЕ

7 Марта 1948 года, по Парижскому мир­ному договору подписывается воссоединение Додеканессов с Грецией и наступает Долгожданный момент, когда над Косом возвышаетсяГреческий флаг.

 

НАУКА и ЛИТЕРАТУРА

Кос дал миру много духовных творцов, внесших особый вклад в литературу. Они творили в поздний классический период, но в основном в Эллинистические годы, то есть во времена преемников Алексан­дра Македонского.

Среди них выделяются: комедийный пи­сатель Эпихарм, являющийся также ос­нователем Сицилийской комедии, элеги­ческий поэт Эрмисинакт, поэт Иронд, писатель Филлит, являвшийся учителем Птолемея, философ Арист Перипатетической Школы, а также Ксенокрит, удач­но прокомментировавший работы Гиппократа.

Однако, основным и важнейшим вкла­дом острова Кос в благополучие челове­чества было развитие медицины. Меди­цинская наука здесь нашла достойное к себе внимание и апофеоз. Здесь была соз­дана первая медицинская школа. Помимо новшества Гиппократа, о котором мы да­лее расскажем подробнее, множество врачей, так называемых Асклепиадов (потомки бога медицины Асклепия), работали здесь до и после него. Самыми знаменитыми до великого Гиппократа, были Невр, Аполлонид, являющийся и врачева­телем Персидского царя Артаксеркса Первого, Гносидик, отец и учитель Гиппо­крата, а также Геродик, тоже его учитель:

 

ГИППОКРАТ

Этот великий врач и философ основатель медицинской науки, родился на острове Кос 27 числа месяца Агриания (Ноябрь или Январь) 460 года до н. э. от Асклипиада врача Гносидика, ко­торый дал ему первые знания в меди­цине, и от потомка Геракла, Фенаре-ты, и умер в очень большом возрасте (104 или 108 лет) в городе Лариса Фес­салии в 375 или 377 году до н.э. Снача­ла он обучался в Асклепионе острова Кос, а затем в Асклепионе Книдоса (Иония), а его контакты с разными фи­лософами, как Анаксагор в Милете, дали  ему  возможность  исследовать вопросы,  касающиеся «материи».  В Асклепионе Гефеса он занимался при­родными явлениями, а на острове Са­мос при участии философа Мелисса, ознакомился с теоремами Пифагора. Рядом с Димокритом обучался Фило­софии, а у софистов Горгия и Леонтия риторике. В постоянном поиске знаний и для их расширения он путешествовал в Египет и в Азию, одновременно при­меняя свою науку на практике. В 430 году до н.э., в первый год Пело­понесской войны, в Афинах разрази­лась чума и Гиппократ, по приглаше­нию Перикла, прибыл в город и спас его  от  катастрофической   эпидемии, у были отданы большие почести, Афинское государство  объявило его равноправным  гражданином Афин, с правом на питание в Ректорате, он был посвящен в Элефсинские мистерии (второй после Геракла) ему подарили золотой венок, Косской молодежи бы­ли присвоены особые привилегии, а также было признано равенство прав и его соотечественникам.

Великим новшеством Гиппократа являлось то, что он в первую очередь избавил Медицину от духовенства и «магов», то есть отделил ее от религии и заложил основы рационального научного исследования. Он первый разделил болезни и показал методы ди­агностики и лечения (согласно Галену, он первый ввел методичное лечение). Не смотря на незначительные знания того времени, он пришел к исключи­тельным выводам, что касается приро­ды и лечения болезней, которые даже сегодня удивляют своей широтой, точ­ностью и способами их применения (например, в его фармакологии упоми­нается около 300 субстанций, являю­щихся ныне основой многих лекарств). Его знания по предотвращению зара­жений, кровотечений, а также по хи­рургии, особенно в сфере акушерства и гинекологии, считаются еще непре­взойденными. Конечно, его значи­мость, не смотря на то, что на протя­жении веков многие использовали его открытия (в основном ученые 19го и 20го веков), признана и неоспорима.

Из множества его рукописей сохра­нились всего 57, которые можно по­делить на а) Общие (Клятва, Афориз­мы, Закон, О древней медицине), б) Анатомические, в) Диетические, г) Патологические, д) Прогностические, е) Особых Заболеваний, ж) Терапевтические, з) Хирургические, и) Офтальмические, к) Гинекологические, л) Акушерские, м) Педиатрические, н) Разное. Правила Гиппократа в основном указаны в труде «Афоризмы», основной медицинской рукописи до 18го века.

Неспокойный    дух    Гиппократа    не ограничивался    только    медицинской сферой, он еще тогда (2200 лет до Тена и  Бола) озвучил теорию влияния географической среды на здоровье на­родов (теория географического детер­минизма), придя к выводу, что только гражданский режим может изменить ее влияние на них. Его исключительно демократические идеи развиты в труде «О воздухах, водах и местностях», где он выражается против деспотичной власти, ослабляющей и разрушающей моральную и духовную ипостась граж­дан.

Все его философское мировоззрение сделало его человеком с глубокой мо­ральной ипостасью, скромным и бес­корыстным, много раз он предоставлял свои услуги безвозмездно разным на­родам и дарил свои знания множеству своих  учеников,   которые   достойно преемствовали его, как его сыновья Фессал и Драконт, его зять Полиб, Праксагор, Критодим (врач Александ­ра Македонского),  Драконт Второй, Дексипп, Эрисистрат (все врачи в экс­тренных случаях при Александре Ма­кедонском) .

Его этика была настолько высока, что он установил кодекс медицинских профессий, который четко определяет миссию и обязанности врачей, и обя­зывал своих учеников принимать та­кую присягу перед тем, как начать практиковать свою специальность. Эта клятва применяется и сегодня при при­сяге врачей.

 

КЛЯТВАГИППОКРАТА

Клянусь Аполлоном, врачом Асклемием, Гигеей и Панакеей, всеми бо­гами и богинями, беря их и свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обя­зательство.

Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими ро­дителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности по­могать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора.

Наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязатель­ством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и неспра­ведливости .

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я нивкоем случае не буду делать сечения у страдающих каменной бо­лезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услы­шал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо раз­глашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Перевод: В. Дику

Своипоследние годы Гиппократ прожил в городе Лариса Фессалии и многие путешественники, а также и другие люди (Соран, Гефесий, Антим, прочие) свидетельствуют о том, что видели его могилу, а также и другие люди (Соран, Гефесий, Антим, Газис и прочие) свидетельствуют о том, что видели его могилу, а также и анафемную плиту вплоть до 1807 года в нынешней местности Яннули, в десяти минутах от города, однако потом (период Турецкого ига) ее следы исчезли.