Достопримечательности

 

Современный Кос - это остров постоянно населенный с древ­нейших  времен,  несомненно,  принявший множество   различных   влияний,  либо в формировании мышления жителей, тради­ций и своей духовности, либо в своей архи­тектуре. Свидетельства  разныхкультур, развившихся   либо   местными   жителями, либо завоевателями, очевидны на каждом шагу. К тому же, остров является безгра­ничным археологическим парком, полным Классических, Эллинистических, Римских, Рыцарских, Турецких и Итальянских па­мятников , в которых исследователь каждо­го из этих периодов может найти острый интерес. Но и простой путешественник бу­дет очарован привлекательными картина­ми, которые раскроются перед ним на заво­раживающем Эгейском ландшафте и при ослепляющем солнечном свете. Белый древний мрамор, рассекающий без­облачное   голубое небо, величественные замки у синевы моря, изящный минарет, придающий восточный оттенок, красивые здания периода Итальянского господства рядом с пальмами, а также современные живописные дома местных жителей с ярки­ми  островными  красками,  в  основном  в средиземных местностях, создают картину где прошлое переплетается с нынешним и пленяет путешественника. Все это, в соче­тании с бесконечными песчаными пляжа­ми, кристальными морскими водами и уди­вительным климатом, превратили остров в полюс притяжения туристов. Кос сегодня уже входит в список самых космополити­ческих островов Средиземноморья, с дос­таточно обширной туристической инфра­структурой и интенсивной ночной жизнью. Множество   ресторанов,   таверн,   ночных клубов, изящных баров, особенно на площади Казули и на улице Аверов, а также множество мероприятий и концертов, ор­ганизуемых в основном в летний период, предоставляют обширный спектр развле­чений, способных удовлетворить любой вкус и пожелание. К сожалению, как уже вошло в правило, резкое и стремительное  туристическое развитие привело к изменениям облика острова. Огромные туристические комплексы. Рестораны быстрого  питания,  консервированные  массовые развлечения туристических групп, несом­ненно, отнимают у острова живописности и простой красоты. Жители, не смотря на то, что большинство оставили свои традиционные занятия и занимаются туризмом, не перестали блю­сти свои нравы и обычаи. В деревнях, воз­вышающихся на горе Дикеос, мы еще уви­дим Косцев, собирающихся в кафе на стаканчик узо, гороховые котлеты и осьмино­га, радующихся неспешной беседе и празд­нующих во всю мощь дни своих Святых, а также Великую Сударыню Эгейского мо­ря, Божью Матерь, день которой отмечает­ся пятнадцатого августа неповторимыми празднествами по всему Архипелагу. В этих деревнях мы попробуем местную кух­ню со знаменитым красным сыром, красотири, с фаршированным ягненком, с тради­ционным свадебным обедом (телятина с до­машней лапшой - питаридия) и сможем купить натуральный   пахучийтимьяновый мед.

Мы начнем, по возможности более об­стоятельное, знакомство с островом Кос, с археологических  раскопок, продолжим прочими достопримечательностями в историческом центре города,  близлежащими маршрутами, также тремя рекомендованными маршрутами по   всему   острову.

Пусть наши благословения сопровождают вас в этом особенном местечке планеты.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ

Древний город Кос, основанный в 366-365 годах до н.э. был достаточно обшир­ным. Как свидетельствуют находки, в ос­новном археологов и Косцев исследовате­лей древности Р. Хертсока и Зарафтиса, его радиус составлял 4 км при развитой поливной и канализационной системах, мощных стенах, исключительно хорошей планировке по системе Гипподама, со святилищами, публичными зданиями, гимна­зиями, консерваториями, и в целом, со все­ми элементами процветающего города. Археологическое исследование разделило ископаемые находки на четыре зоны.

А) Зона раскопок Порта

В порту выделяются фрагменты Древней стены 4го века до н.э., доходящей до порта и имеющей ширину 6-8 метров. Также, там расположено маленькое святилище, вероятно Геракла, размером 12,5X9 м. Ря­дом с этим маленьким святилищем найде­ны искусные мозаики Зго века н.э., на од­ной из которых отображен Орфей с жи­вотными, на другой симпозиум Геракла, а на третьей рыбак. Также, еще мы увидим: Древнюю Агору 4го века до н.э., крупное параллелограммное строение размером 162 х82 м., две из колонн которого рекон­струированы и поддерживают фрагмент эпистиля. Восточную галерею 4го века до н.э. - это, вероятнее всего, самое древнее строение  из  пяти  впечатляющих реконструированных колонн. Здесь была найде­на маленькая фигурка подвешенного Мар-сия (археологический музей города Кос), который, согласно мифу, был наказан, так как захотел посоревноваться в музыке с Богом Аполлоном.

 Святилище Афродиты Пандемос или Афродисион. Это святилище - «двойник», один храм которого был посвящен Афро­дите Пандемос, а другой Афродите Потния, от которых сохранились лишь колон­ны из белого мрамора. Малое Эллинистическое святилище 2го века до н.э. в форме трапеции исключительного искусства. Большая   древнехристианская    базилика была построена на руинах древней галереи в 4м или 5м веке до н.э., крупных разме­ров (72x23,5), от которой сохранилось кре­стообразное крестилище, а также руины лестницы, ведущей к нефу.

Б) Западная зона раскопок

Здесь мы имеем самые важные и наибо­лее сохранившиеся находки, из-за неис­пользования территории на протяжении многих сотен лет. Территория рассекается двумя вымощенными древними дорогами, одна из которых брала свое начало в порту и проходила с востока рядом с гимназией «Ксисто», вероятно это была «священная дорога» города (ViaCardo, согласно Рим­лянам), а вторая дорога рассекала мест­ность от востока к западу и почти верти­кально соединялась с предыдущей (ViaDecumana). Древняя гимназия «Ксисто» представля­ла собой величественное здание с 81 ко­лонной, из которых реконструированы 17. Название «Ксисто» или «Ксистос дромос» она получила из-за привычки атлетов от­скабливать (отчищать шпателем) масло, которым они обтирали свое тело до начала соревнований. В Римские времена эта при­вычка изменилась с построением плава­тельного бассейна и Терм.

Рядом с «Ксисто» расположены Западные термы, от которых сохранился фрагмент куполообразного зала, на полу которого была обнаружена мозаика 2го века разме­ром 7x6,5 м. На руинах этих Терм, вероят­но разрушенных при землетрясении 469 го­да н.э., была построена Древнехристиан­ская Базилика, останки алтаря которой можно отличить, а также реконструиро­ванный мраморный вход в Крестилище. За Западными Термами, на фундаменте дома 4го или Зго века до н.э., на полу была най­дена  крупная  мозаика  исключительного мастерства 2го века н.э. В части этой мо­заики изображены сцены борьбы с быка­ми, медведями и дикими кабанами, где-то с богом Аполлоном и Музами, а где-то с Дионисом и судом Париса, предлагающим яблоко раздора Афродите. Напротив Западных Терм, также распо­лагается Нимфео или Folica, как его назы­вали Римляне. Это очень изящное строе­ние Зго века н.э., которое сначала было принято за святилище Нимф (оттуда и его название). Однако было удостоверено, что речь идет просто о публичных туалетах Реконструированы 11 из их колонн, внут­ренние стены на высоте 1,80 метров по крыты разноцветным мрамором, окружены мощеным двором с мозаикой и имеют канализационные стоки. 

Консерватория. Это строение 2го века н.э. в стиле древних театров, хорошо сохранившееся, найдено в 1929 году археоло­гом Л. Ламврензи. Здание построено на де­вяти уровнях, большая его часть рекон­струирована, а все строение опирается на куполообразные залы в римском стиле. Тут было найдено множество скульптур, в числе которых и скульптура Гиппократа (Археологический Музей города Кос), а на небольшом расстоянии была найдена мо­заика с изображениями птиц.

На Востоке от «Ксисто» мы можем уви­деть реконструированный зал, полный ко­лонн Коринфского стиля, где в Римскую эпоху функционировали Веспасьянские Термы. Следуя одной из дорог, рассекаю­щих археологическую территорию, доро­гой ViaDecumana, мы можем увидеть руины древних домов с великолепной мозаикой. Самым важным является дом похищения Европы, где найдена прекрасная одноименная мозаика, и который имел три больших зала и другие более мелкие

а также две колонны, большой задний двор и замечательный туалет с отличи­мой системой канализации. В этом строе­нии, где на некоторых  сохранившихся фресках

(fresco) видны танцующие пары, мифологические сплетения, а также изображение почтальона с надписью «бегаю все двенадцать часов», также бы­ли найдены статуэтки Асклепия, Артеми­ды, Гигиеи и отдыхающего Гермеса, выставленные в Археологическом музее в городе Кос.

Римский особняк (casaRomana) был найден археологом Л. Ламврензи в 1933году

г 3-му веку н.э., возведен на руинах более древнего Эллинистического особняка, построен в Помпейском стиле и имеет три атриума (atrium). В пер­вом имеется прекрасная Эллинистическая мозаика тончайшего искусства, изобра­жающая нападение тигра на оленя, а в соседней комнате была найдена другая Элли­нистическая мозаика исключительного со­вершенства, которая очевидно была пере­несена сюда и изображает сцены из мор­ской жизни. Стены второго атриума по­крыты мрамором, а пол вокруг декоратив­ного бассейна выстелен мозаикой, изобра­жающей Нирииду на Морском коньке, а также дельфинов. Третий и самый про­сторный атриум окружен двойной оче­редью колонн Ионического стиля с трех сторон, а с южной стороны стоят колонныКоринфского стиля. Первая очередь упи­рается в пол, а вторая в балкон верхнего этажа. Декоративный бассейн и разные мо­заики украшают это великолепное поме­щение.

Напротив Римского особняка (CasaRo-mana)  расположены руины  эллинисти­ческого мраморного храма и алтаря Диониса (Зй век до н.э.). Также, сохранились руины древнего Стадиона (2й век до н.э.), пло­щадь которого 200 метров в длину и при­мерно 30 метров в ширину, и где можно различить старт, то есть то место, откуда судьи подавали бегунам знак о начале со­стязаний. И наконец, в Северозападной части порта расположены круговые Тер­мы, постройка римского периода, назван­ная так из-за их расположения по кругу.

В) Центральная зона раскопок Расположена в центре города и окружена улицами 31 го Марта, Колокотрони, Писан-дру и Площадью Свободы. Здесь нет особо важных руин, однако эта зона располагает множеством великолепных мозаик.

Здесь были найдены останки Микенского поселения, некрополя Первых Геометри­ческих Времен с 77 захоронениями детей и взрослых, а также со множеством замеча­тельных сосудов, выставленных в Архео­логическом Музее города Кос. С восточной стороны, «в доме медных предметов» были найдены медные стату­этки Афродиты, Ареса, Деметры, а также Исиды.  На возвышенности, расположен­ной на стыке улиц Писандру и Колокотро­ни, стоял древний Акрополь, здесь были найдены руины строения с бассейном  и двумя комнатами, а также следы мозаики. Рядом со старой мечетью были найдены две мозаики Зго века н.э. с изображениями леопардов и рыб.

Г) Восточная зон  раскопок

Здесь также не имеется особых археологических находок, а в основном важные пост-римские и первохристианские мозаики.

Рядом с церковью Св. Параскевы были найдены некоторые постройки Римского пе­риода с великолепными мозаиками, из кото­рых особенно выделяется та, на которой изображено прибытие Асклепия на остров, где его встречают рыбак и Гиппократ (2й или Зй век до н.э.).Эта мозаика выставлена в Археологическом Музее города. Также, исключительные мозаики того же периода и (эллинистического) найденные в этой мест­ности, были перевезены на Poдoc, где были использованы в украшении дворца Великого Магистра. Там. в числе прочих, мы можем восхититься мозаикой, изображающей би­тву Посейдона с гигантом Поливотом, другой, изображающей Орфея, олицетворенного осенью, а также и иные с изображениями картин из морского и животного мира.   

 

средневековый город

Стены

Охватывали площадь меньшую, чем древний город, были построены Рыцарями Иоаннитами в конце 14го века на руинах более ранних Византийских стен. Так, в них мы можем увидеть множество встро­енных Древних и Византийских архитек­турных фраг­ментов.

Во времена Рыцарей, там, где нынче про­ложен Пальмо­вый проспект, со стороны го­рода стены бы­ли окружены глубоким рвом. Сохранились обширные фрагменты стен, бойницы, баш­ни, самая впечатляющая из которых круг­лая и расположена на юго-западной сторо­не. На центральных воротах красуется герб Великого Магистра де Хередия и пра­вителя острова Шрегельхолза.

Крепость (castello)

Расположена внутри стен, у входа в порт, чтобы защищать город с моря, окружена двумя заборами, один из кото­рых наружный и на котором имеются че­тыре круглых бастиона в четырех углах, на внутреннем же располагаются четыре круглые башни.

Эта крепость также была построена на руинах Древней и Византийской крепости, поэтому здесь тоже можно увидеть множество Древних архитектурных фрагментов встроенных в ее стены. Крепость сооружа­лась в разные периоды Рыцарской эпохи, постоянно укреплялась по мере оборони­тельных потребностей и была завершена в 1514 году при Великом Магистре д' Амбуазе и правителе Дель Каретто. Так объясня­ется множество встроенных гербов на раз­ных участках крепости, в основном у во­рот.

Центральный вход начинается с моста, расположенного вертикально к Пальмово­му проспекту. Там существовали три дуго­образных моста и один подвижный, закры­вающие вход, а центральная входная арка обрамлена мраморными плитами и тремя гербами на притолоке. Вся крепость очень хорошо сохранилась, а легкий к ней доступ дает нам возможность прогуляться по ней и насладиться ее уникальными видами. Внутри крепости хранится множество ар­хитектурных фрагментов Древних и Эллинистических храмов, колон, надписей, капителей, алтарей и т.д.

 

археологический музей

На северной стороне площади Свободы, напротив здания Народного рынка, распо­лагается Археологический Музей. Это двухэтажное здание, построенное в пе­риод Итальянского господства, с впечат­ляющим входом под Римские Термы. Му­зей состоит из фойе, перистиля, трех за­лов на первом этаже и из второго этажа. В основном здесь выставлены находки Эллинистического и Римского периодов, а также великолепные Первохристианские мозаики.

Фойе: Здесь выставлены надгробные ал­тари, цилиндрические и прямоугольные Эллинистического периода с прекрасны ми украшениями, как головы быков, рогАмалтеи и т.д. Также, здесь можно уви­деть барельеф с лошадиной головой, другой с изображением льва, когда-то встро­енный в стены крепости Рыцарей, мра­морную лягушку - фрагмент украшения фонтана, а также огромные головы боги­ни Деметры и другой, вероятно Агриппи­ны - работы 1го века н.э.

 Перистиль: В центре пола расположена удивительная мозаика (2й или Зй век н.э.), изображающая прибытие   Асклепия на остров и встречающих его Косца и Гиппо­крата, сидящего у камня. Также, еще здесь можно увидеть великолепную Эллинисти­ческой эпохи статую ребенка, держащего гуся, различные надгробные барельефы, из которых выделяется один 2го века до н.э., героизированного усопшего на кораб­ле, обезглавленные статуи женщин и муз с остатками краски (2й век н.э.). В Перистиле выставлены статуи, най­денные в особняке с мозаикой, изобра­жающей «похищение Европы». В их чис­ле статуя богини Гигиеи, держащей змею и предлагающей ей яйцо, а в ее ногах изоб­ражен Эрос - Гипнос (2й  век н.э.), обез­главленная статуя Асклепия с Телесфором - Демоном у ног (2й век н.э.), компо­зиция Бога Диониса с богом Паной и са­тиром, у ног которого Эрос играет с жи­вотным, а также барельефные ножки сто­лов с изображениями бога Диониса и Гри­фона (мифического животного с львиным туловищем и орлиными крыльями). Восточный Зал: Здесь хранятся экс­понаты Римского периода. Обезглавленные статуи: Артемиды Эфесской, сидя­чей Деметры и одетых женщин, торсы Гигеи, обнаженных женщины и муж­чины, и восхитительная статуя Гермеса с оперенными петасо (шляпа), сандалиями и «жезлом», сидящего на камне. Также здесь выставлены головы Римских императоров Траяна и Антонина Благо­честивого, и другие, в числе  которых одна, вероятно, изображающая Персея -единственная Эллинистического перио­да. Также, здесь можно увидеть стол, ножки которого изображают львиные лапы, и столешницу с барельефом, изоб­ражающим повешенного Марсия.

Западный Зал: Здесь выставлены экс­понаты  Архаического  и  Эллинистиче­ского периодов. Мы заметим статуи Ни­ки, Гиппократа, огромную голову Гера­кла, вариацию работы скульптора Лисиппа, голову травмированного воина, голову Александра   Македонского,  а также два барельефа, на одном из кото­рых изображена сцена симпозиума 6го века до н.э., а на другом - ребенок, дер­жащий петуха.

Северный Зал: Здесь тоже, в основном, можно увидеть экспонаты Эллинистиче­ского периода, из которых выдающимися являются следующие: статуя вооружен­ной богини Афродиты, статуя Тихе (1й век н.э.), музы Клио, Афины, Деметры Мелагриды и Деметры Ликургиды, Пер­сефоны (дочери) 4го века до н.э., различ­ные иные статуи Афродиты, Деметры. Гермафродита, Персефоны, а также Эро­та - копию работы знаменитого скульптора Праксителя, головы Силена, Афро­диты и Гермеса с Эрмейской колонны 1го века до н.э.. барельеф Геракла, направив­шего лук на Стимфалийских Птиц и ком­позицию юношей, играющих в игру «Резерв» (1й век до н.э.). На втором этаже Музея  располагается  керамика разных периодов, сосуды, а также архитектур­ные фрагменты храмов.

 

ДРУГИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА

Напротив входа в крепость располагает­ся площадь, на которой возвышается историческое дерево. Это платан Г иппократа и согласно традиции, под этим 2.500-летним   деревом   преподавал  сам Гиппократ. Диаметр его равен примерно 12 метрам, и естественно, это древней­шее дерево связано с множеством легенд и традиций. Вблизи защитной изгороди располагается еще с времен Турецкого ига Эллинистический саркофаг, превра­щенный в фонтан, чтобы поливать соседнюю Лоджию, а на самом саркофаге на­чертана арабская надпись с годом осно­вания мечети.

Еще дальше можно увидеть красивое двухэтажное здание с изящнейшим мина­ретом. Это минарет Гази-Хасан-паши, Лоджия, построенный в 1786 году, для возвышения которого был использован архитектурный материал Древнего горо­да. В конце очаровательного

Пальмового  проспекта, пролегающего между входом в крепость и платаном Гиппократа, справа от нас, открывается проспект Минаули. На нем располагаются некоторые из самых интересных, с точки зрения архитектуры, зданий периода Итальянского господства, того же своеобразного сти­ля, как и Родосские. Самыми достопри­мечательными из них являются: Префек­тура с характерными часами и Архие­пископство с Митрополитским Дворцом. На   центральной Площади Свободы можно увидеть своеобразные здания На­родного Рынка, Клуба, Ворот Фороса и Археологического Музея, все - постройки периода Итальянского господ­ства, а также очень красивую мечеть Дефтендар дзами - строение периода Турецкого ига.